У Вас отключён javascript.
В данном режиме, отображение ресурса
браузером не поддерживается
br

Аргентина по-русски

Объявление

Уважаемые пользователи и гости форума

Аргентина по-русски Форум закрыт Есть другие не мене интересные и познавательные форумы о Аргентине

Россия в Аргентине

¡RA! Форум Русская Аргентина

С уважением

Администрация форума.

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Аргентина по-русски » Провинция Огненная земля (Tierra del fuego) » Индейцы Огненной Земли.


Индейцы Огненной Земли.

Сообщений 1 страница 5 из 5

1

Завещание снежных индейцев

http://s1.uploads.ru/pcIs4.jpg

Мартовским днем 1923 года 60 индейцев на лодках причалили к берегу пролива Бигла. На Огненной Земле стояло позднее лето, дождь немного стих, и воздух прогрелся до плюс девяти. Милю за милей пробирались индейцы по лабиринту островов и проток, чтобы только увидеть последний раз друга, единственного европейца, которого они приняли в свое племя.

Звали этого человека Мартин Гусинде, он был немец, родом из Бреслау (ныне — Вроцлав в Польше). На берег пролива он захватил пищу и подарки. В тот день он прощался навсегда с индейцами племени ямана и делал последние снимки. В последнюю минуту он «содрогнулся, взглянув на эту горсточку людей», — такие слова Мартин записал вечером в дневник; четыре года он вел его день за днем.

Люди, стоявшие перед Мартином, были немногие, оставшиеся из племени ямана, с доисторических времен населявшего южную оконечность Америки. Природные условия этих мест как бы направлены против человека: нескончаемые бури и снегопады, вечный холод, но индейцы приспособились к ним. Ни один белый человек не сравнился бы с ними в стойкости. У них был необычайно выразительный язык. И все же, и все же... «Страшная судьба отсчитывала последние годы их жизни», — записал Гусинде.

Мартин Гусинде увлекался этнографией и фотографией. Это удачное сочетание позволило запечатлеть повседневную жизнь индейцев, которую он наблюдал несколько лет. Он знал, что близится час их гибели, и не мог предотвратить его. Он лишь пытался сохранить в памяти человечества их обычаи, образ жизни — своими фотографиями, своими записями. Кроме того, ему хотелось — можно сказать, увы, постфактум — изменить дурную славу, что сложилась о них в Европе.

В 1520 году Фернан Магеллан первым из европейцев проплыл из Атлантического океана в Тихий по названному впоследствии в честь него проливу, разделявшему Американский континент и Огненную Землю. Ночью матросы Магеллана видели множество огней — то были костры индейцев — потому и назвал он эту местность Tierra del Fuego, Огненная Земля. И он, и последующие мореплаватели были убеждены, что открытые ими места были окраиной легендарной Южной Земли, континента, занимавшего, как тогда считали, территорию вокруг Южного полюса.

Лишь в 1616 году два голландских капитана обогнули мыс Горн и установили, что Огненная Земля — остров. Долго еще никто не интересовался этим заброшенным клочком суши, где вечно шел снег или бушевал ураган; о побережье его бились громадные волны, а суша была недоступна из-за ледников и заросших папоротниками лесов. Лишь спустя два столетия европейцы поближе познакомились с обитателями Огненной Земли.

Немецкий естествоиспытатель Георг Форстер, очутившийся на Огненной Земле в 1774 году с экспедицией Джеймса Кука, описал характер огнеземельцев как «диковинную смесь глупости, безразличия и праздности». Даже Чарлз Дарвин полстолетия спустя назвал их «бедными, жалкими созданиями... с безобразными лицами».

Их язык показался ему «клекотом и шумом, которые едва заслуживают называться членораздельной речью». Пренебрежительный отзыв известного ученого отчеканил в умах европейцев облик обитателей Огненной Земли.

В 1881 году остров поделили между собой Аргентина и Чили. К тому времени овцеводы уже вытеснили индейцев с привычных им мест охоты. На беду индейцев, на Огненной Земле нашли золото, и вскоре сюда вторглись старатели. Начался последний по счету геноцид на Американском континенте. Индейцы всем мешали: они охотились за овцами, не зная, что такое частная собственность, брали в лагерях золотоискателей все, что им приглянулось. В те годы охотники за скальпами получали по фунту стерлингов за каждую пару ушей, отрезанных у убитых индейцев. Те же туземцы, которым удавалось спастись от головорезов, оказывались беззащитны перед занесенными европейцами болезнями — туберкулезом, корью. Уцелевших добивал алкоголь, к которому они быстро пристрастились. Через полстолетия, когда в 1919 году Мартин Гусинде впервые приехал на Огненную Землю, число индейцев сократилось с восьми тысяч до шести сотен.

Мартину было тогда 32 года. Он был миссионером, преподавал в частной немецкой школе в Сантьяго. А в свободное время страстно занимался этнографическими исследованиями. Для этого приходилось брать отпуск за свой счет. Всего, чтобы изучить отдаленные уголки затерянных островов, Мартин Гусинде потратил в общей сложности 22 месяца. В 1925 году он вернулся в Европу и опубликовал свои записи в трех томах. На сегодняшний день его книги остаются самым обширным источником сведений о жизни огнеземельцев.

http://s1.uploads.ru/Uku9P.jpg

Остров населяли три народности. Племя, называвшее себя селькнамами, занималось охотой и кочевало по внутренним районам, придерживаясь троп, по которым передвигались гуанако, главный объект их охоты. Европейцы назвали это племя она. Важнейшую часть их имущества составляли лук и стрелы, кремень для высекания огня и толстая накидка из шкур гуанако. Чтобы спастись от холода, она натирали свои голые тела глиной и жиром гуанако. По ночам спали в хижинах, сложенных из бревен и мха, тесно прижимаясь к тлевшему костру.

Кроме них, на Огненной Земле жили и морские кочевники: ямана (их еще именуют ягана) и халаквулупы (в научной литературе — алакалуфы). Каждый день они плавали в лодках по лабиринтам проливов и проток. Алакалуфы населяли западное побережье, ямана — многочисленные островки близ мыса Горн. В лодке помещалась вся семья. В носовой части с гарпуном в руке сидел муж, напряженно высматривая тюленей. На другом конце лодки непрерывно гребла жена. Кроме того, ее обязанностью было нырять в ледяную воду за морскими ежами, а вечером привязывать лодку возле берега — поэтому островитяне учили плавать только девочек. Ветер, сырость, холод — даже при минусовой температуре индейцы оставались совершенно голыми. Не считать же одеждой кусок тюленьей шкуры величиной с носовой платок, с ремнем. Его передвигали по телу к самым замерзшим местам.

Из-за вечных холода и сырости морским кочевникам нужно было неустанно поддерживать огонь. Каждое утро, разбирая свои жалкие заслоны от ветра, они переносили в лодку тлеющие угли в плетенке и скупо кормили огонь мхом и ветками, пока не высаживались вечером на берег.

Гусинде побывал во всех трех племенах. Он жил с ними на стойбищах, участвовал в их свадьбах и похоронах, учился у знахаря и даже выдержал обряд инициации. Предчувствуя, что становится последним очевидцем гибнущих традиций, Гусинде, как одержимый, записывал все подробности виденного им.

Прежде всего надо было преодолеть страх индейцев перед фотокамерой. Он знал, что туземцы называют его «ловцом теней», и потому снимал очень осторожно. Среди сделанных им кадров — редки снятые скрытой камерой. В большинстве случаев фотографируемые индейцы специально готовились к съемкам, так что получились фотопортреты. Тщательно выбрав украшения, приняв подобающую позу, с глубокой серьезностью островитяне всматривались в объектив, которому предстояло сохранить последнюю память о них.

...Из всех путешествий Гусинде самым трудным оказалось четвертое, длившееся более года. Четыре месяца из них он прожил среди она. Он спал на хворосте, ел полусырое мясо гуанако, умывался снегом и полностью завшивел. Затем два месяца этнограф провел в лабиринте островков у западного побережья Огненной Земли, пытаясь отыскать оставшихся индейцев алакалуфов. К тому времени их насчитывалось 250 человек. Все это время, не переставая, шел дождь, лишь изредка проглядывало солнце.

По его наблюдениям, у всех трех племен семья образовывала самостоятельную кочевую единицу с жестким разделением обязанностей между мужчиной и женщиной. Жизнь протекала в постоянных поисках пропитания. Они прерывались лишь праздниками, посвященными рождению и инициации, свадьбами и похоронами. Будни разнообразились еще ритуальными обрядами, когда люди обращались к духам природы.

Особое значение индейцы придавали воспитанию детей. Гусинде обнаружил, что матери из племени ямана в течение четырех лет хранили высушенную пуповину своих детей. Затем они ловили маленькую птичку — крапивника и приносили ребенку его пуповину и пойманную птицу; ребенок обвязывал пуповиной шею крапивника и отпускал его на волю. Поразительно, что, несмотря на все трудности кочевой жизни, индейцам удавалось четыре года хранить эти ломкие ленточки. Не говорит ли это о заботе, с которой матери относились к своим отпрыскам?

Самые глубокие представления о мировоззрении индейцев Гусинде получил во время инициации. Он был первым европейцем, которому ямана позволили участвовать в этом ритуале, знаменовавшем переход от детства к взрослой жизни. В течение нескольких месяцев испытуемым рассказывали заветы предков, этические принципы и посвящали в практические навыки своего племени. Им приходилось выдерживать тяжкие испытания. Долгое время они проводили в особо неудобной позе: голова наклонена, руки скрещены на груди, колени подобраны — порой десять дней подряд им не разрешалось расслабиться, вытянуть ноги; даже несколько часов сна им приходилось, повернувшись на бок, проводить в таком же положении. Зато как они умели отдыхать, даже скучившись на крохотном кусочке земли!

В первый раз ямана не позволили Гусинде делать записи. Но год спустя, во время другой инициации, ямана впервые разрешили ему зафиксировать на бумаге заповеди огнеземельцев.

Впрочем, не все ученые одинаково высоко ценят качество его обширных записей. Хотя Гусинде и удалось завоевать доверие индейцев, добровольно отвечавших на его бесчисленные вопросы, однако у него не было времени, чтобы изучить язык каждого из трех племен. Поэтому он зависел от не всегда знающего переводчика. К тому же к началу нашего века образ жизни огнеземельцев уже изменился из-за контактов с фермерами и миссионерами. Во многих семьях старинные обычаи и мифы бытовали лишь весьма отрывочно.

Мартин Гусинде (на правой фотографии стоит слева ) снимал индейцев Огненной Земли в то время, когда, по его словам «страшная судьба отсчитывала последние годы их жизни».

http://s1.uploads.ru/anQHo.jpg

По этим кусочкам Гусинде восстанавливал, так сказать, «идеальную картину — доевропейского прошлого», справедливость которой никто уже не мог проверить. И вполне естественно, что эта картина, несмотря на трезвую и цепкую наблюдательность этнографа, все-таки сохранила в себе многое от его собственных представлений о том, что должны были думать и чувствовать индейцы. Как он сам признавался, им двигала идея, что индейцы Огненной Земли «как представители так называемых первобытных народов принадлежат к древнейшим из доступных нам сегодня человеческих групп... Моей целью было отыскать и сохранить сбереженные этим народом исконные человеческие ценности».

Миссионер Гусинде придерживался учения о верховном божестве, считая, что именно в отсталых культурах сохранилась древнейшая религия: вера в верховное божество, сотворившее мир и поддерживавшее миропорядок.

Впрочем, наибольшее место в его сочинениях занимают строго объективные описания повседневной жизни индейцев и их праздников. Эти записи содержат множество точных реалий и потому так же уникальны, как и многочисленные фотографии.

С помощью своего переводчика Гусинде познакомился с языками индейцев, о которых Чарлз Дарвин отозвался — увы! — так пренебрежительно. В действительности же языки отличались невероятным богатством — это относится ко всем трем языкам. С поразительной фантазией индейцам удавалось передать происходившее в окружавшем их мире, собственные ощущения и абстрактные идеи в виде метафор.

Для состояния душевной подавленности ямана, например, пользовались словом, означавшим самый болезненный период в жизни краба, когда он уже успел сбросить свой старый панцирь, новый же еще не вырос. Понятие «прелюбодей» им подсказал сокол, который, отыскав себе жертву, неподвижно зависает над ней. Понятие «морщинистая кожа» совпадало с названием старой раковины, а «икота» — с названием завала из деревьев, перегородившего путь.

Огнеземельцам удавалось выражать тончайшие нюансы жизни природы и человека. Так, «ийя» означало «привязать лодку к зарослям бурых водорослей», «окон»— «спать в движущейся лодке». Совершенно другими словами обозначались такие понятия, как «спать в хижине», «спать на берегу» или «спать с женщиной». Слово «укомона» значило «метать копье в стаю рыб, не целясь ни в одну из них». Что же касается их самоназвания «ямана», это слово значило «жить, дышать, быть счастливым».

Тем мартовским днем 1923 года Гусинде прощался с 60 выжившими людьми племени ямана. Хотя правительства Чили и Аргентины положили конец истреблению индейцев, смертоносного влияния алкоголя и занесенных приезжими болезней было уже не сдержать. В начале сороковых годов на Огненной Земле осталось всего около сотни индейцев.

Этнографический интерес Гусинде к первобытным народам и после того, как он вернулся в Европу, не угас, исследователь совершил еще путешествия к пигмеям в Конго, к бушменам в Калахари, к индейцам Венесуэлы и папуасам Новой Гвинеи. Он напечатал свыше 200 научных работ, выступал с лекциями по радио, преподавал в университетах Японии и США.

Мартин Гусинде скончался в возрасте 82 лет в 1969 году в Австрии. А спустя восемь лет на Огненной Земле умер старик Фелипе Р.Альварес, последний чистокровный индеец ямана.
По материалам иностранной печати подготовил А.ВОЛКОВ Фото из журнала «Geo»

http://s1.uploads.ru/GYs8V.jpg

Законы племени ямана объявлявшиеся юношам во время инициации и записанные Мартином Гусинде

Вот некоторые из них:

— Когда на твою стоянку придет много гостей и одарить всех ты не сможешь, подумай сперва о чужих; что останется, раздай родным и друзьям.
— Когда с несколькими людьми ты окажешься в краю, где родился, и они пожелают устроиться на ночлег, самое безопасное место уступи тем, кто не бывал здесь. Сам довольствуйся местом похуже. Не думай: какое мне дело до того, что чужаки лишатся своей лодки.
— Если тебе везет на охоте, позволь другим присоединиться к тебе. Более того: покажи им хорошие места, где водится много тюленей, добыть которых там не составит труда.
— Когда подойдешь к костру, усаживайся с достоинством, поджав под себя ноги. Смотри на всех собравшихся с дружелюбием. Не уделяй внимание кому-то одному из них; ни к кому не поворачивайся спиной. Не ходи в гости слишком часто.
— Если тебе предложили ночлег, останься. Помоги людям в их хлопотах. Никто тебя не станет просить о помощи. Но взгляни, быть может, у них не хватает воды или дров, или же перед входом не убран снег. Возьмись за работу. Таких людей повсюду приветят с радостью.
— Не болтай немедля о том, что услышал. Слишком легко посеять неправду. Потом люди задумаются, кто же был болтуном — тогда уж они разыщут тебя.
— Когда найдешь что-нибудь, не говори: это мое. Ведь вскоре может явиться хозяин. Стоит ему увидеть потерянную вещь в твоих руках, он укажет другим на тебя и молвит: вот вор! Ямана не терпят воров.
— Встретишь на дороге слепца, подойди к нему и спроси: куда ты идешь? Быть может, ты узнаешь, что он заблудился. Скажи ему тотчас: ты сбился с дороги. Он благодарно ответит тебе: стало быть, я заблудился. Тогда спроси его: куда тебя отвести? Он скажет: я хочу попасть к себе. Тотчас возьми его за руку и отведи.
— Если ты кого-то убил в гневе или по опрометчивости, не пытайся убежать. Найди в себе силы вынести все, что последует, не заставляй своих родичей отвечать за сделанное тобой.
— Никогда не забывай эти наставления, Если ты будешь держаться их, все пойдет хорошо, люди будут довольны тобой; они скажут о тебе: это хороший человек!

Ссылка

0

2

Последнее «прости» индейцев Огненной земли

http://s1.uploads.ru/WdFTI.jpg

Пока я нахожусь в трэвел-увольнении, поделюсь-ка я своими книжными впечатления, подзаполнив почти пустой раздел блога «Вокруг света». Пойдёт речь об Огненной земле и её коренных народах, которые к настоящему моменту исчезли, поэтому нам будет помогать Чарльз Дарвин, рассказавший о населении края Земли в своём «Путешествии на Бигле».

Текст вышел очень большой, поэтому... предназначен только для особо заинтересованных.

Сейчас во все уголки Земли проникло единообразие - это удобно и безопасно, но гораздо менее увлекательно. А в прошлом наш мир был чем-то, похожих на Средиземье из фильма «Властелин колец», - в разных уголках планеты изолированно друг от друга обитали народы, различавшиеся внешностью и обычаями до такой степени, что иногда было трудно воспринимать их представителями единого людского рода.

http://s1.uploads.ru/dDoFA.jpg

Слева - индейцы Огненной земли, облачённые в духов-шоортов; обряд инициации мальчиков у селькнамов. Шоорты - монстры мужского пола, сопровождающие главного врага селькнамов – женский злобный дух Хальпен. Справа - обряд инициации мальчиков у яганов. К слову, селькнамы и яганы сильно враждовали.

Некоторые из этих народов обитали в столь недоступных местах, что о существовании их мира практически никто не знал. Огненная земля - из их числа. О племенах, её населявших, навряд ли могли многое знать инки, если вообще о них слыхали, тем более не имели представления об Огненной земле центрально-американские цивилизации. По сути, этот уголок был Новым светом внутри Нового света. И оставался таковым вплоть до XIX века, пока сюда не стали всерьёз наведываться европейцы. И для уязвимого мира Огненной земли это открытие означало начало конца.

Огненная земля – это архипелаг на самом юге Южной Америки, площадью примерно с Грузию. Очень ярко описал характер этого края Чарльз Дарвин:

Страна представляет собой хаотическое нагромождение диких скал, высоких гор и бесполезных лесов, и все это видно лишь сквозь туманы да бесконечные бури. Обитаемы только прибрежные скалы; в поисках пищи огнеземельцы вынуждены беспрестанно кочевать с места на место… …Даже воздух в этом климате, где один шторм с дождем, градом и мокрым снегом сменяет другой, кажется темнее, чем повсюду в других местах. Когда в Магеллановом проливе смотришь из бухты Голода прямо на юг, отдаленные каналы между горами кажутся такими мрачными, будто ведут за пределы этого мира... ...Эта перепутанная масса полных жизни и погибших растений напомнила мне тропические леса; но тут было и различие: в этих тихих дебрях господствует, видимо, дух Смерти, а не Жизни.

Первым из европейцев здесь побывал Магеллан (начало XVI века). Дым костров он посчитал проявлением вулканической деятельности – так и появилось современное название архипелага. С тех пор здесь проходило ни одно судно, но контакты с местными жителями были поверхностны – причин задерживаться здесь не было. Ближе всех были испанцы Чили и Аргентины, но они не интересовались этими безжизненными землями, населенными дикарями. Но всё же одна попытка колонизировать этот край была предпринята...

В 1584 году 300 испанских поселенцев основали город Сьюдад-дель-Рей-Дон-Фелипе на противоположном, патагонском берегу Магелланова пролива. Три года спустя сюда заглянул английский мореплаватель Томас Кэвендиш, но нашёл лишь руины – все жители погибли от голода и холода. С тех пор это место зовётся бухтой Голода. Здесь же произошла ещё одна трагедия. В 1828 году капитан "Бигля" Прингл Стоукс погрузился в тяжёлую депрессию, заперся в своей каюте на две недели, а затем застрелился. Капитаном «Бигля» становится Роберт Фицрой, который по возвращении в Англию «откопал» через своих знакомых натуралиста Чарльза Дарвина для второго кругосветного путешествия...

Контакты европейцев с жителями Огненной земли приобрели некоторую интенсивность лишь в XIX веке – команда «Бигля» вместе с Дарвином были в первом ряду. Им посчастливилось увидеть чистую от европейского влияния индейскую культуру - над этой землёй ещё не водрузили ни один флаг, лишь плывущие через Магелланов пролив мореплаватели, а также китобои с охотниками на тюленей вступали в сношения с местными индейцами. В ту пору архипелаг населяли яганы (ямана), селькнамы (она), алакалуфы и манекенки.

http://s1.uploads.ru/u8HS1.jpg

Огнеземелец - рисунок из в книги "Путешествие на Бигле". Рядом с ним - одомашненная лисица-кульпео, так называемая огнеземельская (яганская) собака. Одомашненные лисы использовались для охоты на выдр и обогрева людей.

Встреча с огнеземельцами-яганами стала одним из самых ярких впечатлений Чарльза Дарвина в его кругосветном путешествии. При первом знакомстве натуралист с удивлением обнаружил, что, несмотря на низкие температуры, яганы носили лишь набедренную повязку из шкуры, а зачастую ходили полностью голыми.

На восточном берегу у туземцев [селькнамы - прим. za7gorami.ru], как мы видели, есть плащи из шкур гуанако [дикая лама], на западном они [алакалуфы] имеют тюленьи шкуры. Здесь же у племен [яганы], живущих посредине, мужчины носят обыкновенно выдровую шкуру или какой-нибудь маленький лоскуток, примерно с носовой платок, едва достаточный, чтобы прикрыть спину до поясницы.

http://s1.uploads.ru/4PDEv.jpg

Индейцы Огненной земли, фото начала XX века. Средняя дневная температура лета на Огненной земле около 12-15 градусов (ночи - +4-6), зимними днями - +5-6 (-1 ночью). И это при высокой влажности, дождях, сильных ветрах круглый год. Это вам не Амазония!

Те огнеземельцы, которых мы встретили в челноке, были совсем нагие, и даже одна взрослая женщина была совершенно в таком же виде. Шел сильный дождь, и по телу ее струилась дождевая вода вместе с морскими брызгами. В другой бухте, неподалеку отсюда, женщина, кормившая грудью новорожденного ребенка, подошла однажды к кораблю и оставалась на месте просто из любопытства, в то время как мокрый снег падал и таял на ее обнаженной груди и на теле ее голого младенца!

Яганы, как и другие жители Огненной земли, находились в постоянных кочёвках, передвигаясь на примитивных челноках. Питались рыбой, моллюсками и морскими ежами, охотились на выдр и тюленей. Яганский язык, не родственный ни одному из известных, показался Дарвину «нечленораздельным», а яганские обычаи – дикими. Бурное проявление эмоций, жестикуляция, нечеловеческие крики яганов шокировали англичанина до глубины души.

Между огнеземельцами и цивилизованными людьми меньше сходства, чем между домашними и дикими животными - впоследствии поделился своими впечатлениями Дарвин.

Группа огнеземельцев, отчасти скрытая дремучим лесом, сидела на утесе, нависшем над морем, и, когда мы проплывали мимо, они вскочили и, размахивая своими рваными плащами, принялись испускать громкие, зычные крики. Дикари последовали за кораблем, и перед самым наступлением темноты мы увидели их костер и вновь услышали дикие крики… …Утром капитан направил отряд с целью завязать сношения с огнеземельцами. Когда мы подъехали на расстояние человеческого голоса, один из четырех туземцев вышел навстречу нам и стал отчаянно кричать, желая указать нам, где высадиться.

Читая об огнеземельцах, я вспомнил персонажей книг Кастанеды. Его герои, индейские маги доны Хуан и Хенаро, наделены необычным юмором – они постоянно покатываются от смеха, осмеивая естественные человеческие реакции, передразнивают, пародируют, устраивают театрализованные шоу. Подобно им, огнеземельцы обладали потрясающими актёрскими способностями и, как мне показалось, пристрастие посмеяться над европейцами.

http://s1.uploads.ru/CIa9M.jpg

Индейцы любят посмеяться! (На фото - индейцы Амазонии). Склонность огнеземельцев к пародированию и бурному проявлению эмоций отмечена в тексте "Путешествия Бигля", но на рисунках они серьёзны, задумчивы и даже немного несчастны. Думается, отчасти это отражение, с одной стороны, внутреннего мира и унылых намерений самих рисовальщиков, а с другой - осознания натурщиками ответственности момента.

[Огнеземельцы] прекрасно умеют подражать: стоило кому-нибудь из нас кашлянуть, зевнуть или сделать какое-нибудь необычное движение, как они немедленно все это повторяли. Кое-кто из нас начал было косить глазами; но одному из молодых огнеземельцев (у которого, все лицо, кроме белой полосы поперек глаз, было выкрашено в черный цвет) удалось состроить еще более отвратительные гримасы. Они могли совершенно правильно повторять каждое слово в любой фразе, с которой мы к ним обращались, и некоторое время помнили эти слова. А ведь мы, европейцы, все знаем, как трудно различать отдельные звуки в речи на чужом языке.

В своём дневнике Дарвин описал замечательный случай, когда яганы, не владеющие английским языком, распевали с матросами «Бигля» незнакомую им песню:

Мы были плотно одеты, и, хотя сидели близко к огню, все-таки нам было далеко не тепло; а между тем эти голые дикари, сидевшие поодаль, к нашему изумлению, видимо, обливались потом от жары. Впрочем, они были, казалось, вполне довольны и дружно примкнули к хоровому пению матросов, только чрезвычайно забавным образом все время немного запаздывали.

Несмотря на то, что Дарвин по ходу повествования остаётся серьёзен, я не мог избавиться от мысли, что он чего-то не понимает. Возникло стойкое ощущение, что огнеземельцы нередко просто разыгрывают учёного, откровенно над ним насмехаясь!

http://s1.uploads.ru/xy0to.png

…можно считать совершенно несомненным, что зимой, побуждаемые голодом, огнеземельцы убивают и поедают своих старых женщин раньше, чем собак; когда мистер Лоу спросил мальчика, почему они так поступают, тот отвечал: «Собачки ловят выдр, а старухи нет». Мальчик описывал, как умерщвляют старух, держа их над дымом до тех пор, пока они не задохнутся; он в шутку передразнивал их вопли и показывал, какие части их тела считаются особенно вкусными.

Прочитав этот абзац, я подумал: «да мальчик же откровенно прикалывается!» В конце концов, с чего порядочный индеец будет сохранять серьёзность в разговоре с до безобразия лощёным англичанином? Дарвин, конечно, стремился сохранить научность своего повествования (а вот индейцы навряд ли были в этом заинтересованы), но ведь он не понимал инокультурный юмор – такое случается и сегодня, что уж говорить о временах, когда между народами была такая пропасть.

Чтение дополнительных материалов в сети в некотором смысле подтвердило мою догадку - дальнейшие исследования огнеземельцев убедительно показали, что описанная индейским мальчиком традиция являлась чистым вымыслом. Об этом, в частности, писал свободно владевший яганским языком Лукас Бриджис (конец XIX века), первый европеец родившийся на Огненной земле. Этнограф Анна Чэпмен также упрекает Дарвина: «У Дарвина были все причины усомниться в правдоподобности историй Боби и Джемми [огнеземельские информаторы - прим.za7gorami.ru], но он им поверил. Картина пожираемых старух была слишком захватывающей, чтобы ей сопротивляться».

Исследователи предполагают, что сообщения о каннибализме могли появиться по той причине, что англичане желали услышать какую-нибудь жуткую историю о диких племенах, а индейцы не хотели их огорчать. Я же выступаю с другой гипотезой: добродушные и смешливые огнеземельцы регулярно подшучивали над чопорными европейцами. И неспроста - как сказал бы дон Хуан, Чарльз и его компания обладали огромным чувством собственной важности. Хорошо иллюстрирует дарвиновский склад ума случай на островах Зелёного мыса:

Возвращаясь, мы догнали группу молодых чернокожих девушек, числом около двадцати, одетых с замечательным вкусом: их черная кожа и белоснежное белье красиво оттенялись цветными тюрбанами и большими шалями. Как только мы подошли поближе, они вдруг все разом обернулись и, разостлав на дороге шали, с воодушевлением запели какую-то дикую песню, отбивая такт руками по бедрам. Мы бросили им несколько винтемов [винтем – монета], что было встречено взрывами хохота.

Если сталкиваешься с чем-то непонятным, невозмутимо брось пару звонких монет и иди дальше, сохраняя чувство достоинства английского джентльмена! Интересно, сколько раз Чарльз во время своего путешествия был объектом шуток и розыгрышей, пока сосредоточенно делал свои пометки? И опять вспоминается герой Кастанеды, ученик дона Хуана Карлос, беспрестанно делавший записи, пока над ним подтрунивали индейцы...

http://s1.uploads.ru/s2FqO.png

Помимо географических наблюдений в «Путешествии на Бигле» есть ещё одна замечательная сюжетная линия. В главе об Огненной земле повествуется о любопытной судьбе трёх огнеземельцев, захваченных капитаном Фицроем во время первого кругосветного путешествия «Бигля». Они были транспортированы в Англию по желанию Фицроя, решившего «воспитать их и наставить в вере за свой собственный счет». Обучение манерам было столь удачным, что огнеземельцы были представлены британской королевской чете. Во время второго кругосветного путешествия индейцы были доставлены на свою родину.

Любопытно, насколько великий ум, сумевший сформулировать теорию охватывающий миллионы лет истории Земли, не сумел разглядеть события, грядущие в ближайшие десятилетия после его визита. Дарвин не только недооценивал способности коренного населения Огненной земли, но и явно заблуждался на счёт цивилизованности своего мира, спроецировав качества узкого слоя учёных на всё европейское общество XIX века.

В описании прощания с Джемми Баттоном, огнеземельцем, купленным за пуговицу и транспортированном в Британию, он выражает надежду, что потомки Джемми смогут однажды отблагодарить европейцев, приютив какого-нибудь выброшенного на берег моряка - и ни малейшей догадки о скорой трагической судьбе, ждущей жителей Огненной земли.

Всякий должен искренно надеяться, что, может быть, исполнится благородная надежда капитана Фицроя — быть вознагражденным за те многочисленные великодушные жертвы, которые он принес ради этих огнеземельцев, — если когда-нибудь потерпевший кораблекрушение моряк найдет приют у потомков Джемми Баттона и его племени! Добравшись до берега, Джемми зажег сигнальный огонь, и взвился дымок, как бы посылая нам последнее и долгое «прости», пока корабль ложился на свой курс в открытое море.

Ещё при жизни Дарвина часть из индейцев Огненной земли успела принять христианство, чем немало удивила прославившегося "неофициального натуралиста Бигля". Ничейная территория Огненной земли была поделена между Чили и Аргентиной в 1881 году. В 1880-х огнеземельцы подверглись истреблению со стороны частной армии выходца из Румынии Джулиуса Поппера, приехавшему сюда ради добычи золота. Их вытесняли овцеводы и старатели, за уши убитого индейца Огненной земли давали щедрую награду. Заметно сократились пищевые ресурсы коренного населения (киты и тюлени), так как их с давних пор промышленно добывали европейцы.

К началу XX века численность яганов и селькнамов сократилась до нескольких сотен, по причине распространения среди них европейских болезней (корь, туберкулёз, оспа), против которых у них совсем не было иммунитета. А на закате их мира их успел сфотографировать и описать немец Мартин Гусинде, которого они очень полюбили. «Страшная судьба отсчитывала последние годы их жизни», — записал Гусинде в своём дневнике. Журнал "Вокруг света" (№12, 1995 г.) раскрывает интересные детали работы немца:

Гусинде побывал во всех трех племенах. Он жил с ними на стойбищах, участвовал в их свадьбах и похоронах, учился у знахаря и даже выдержал обряд инициации. Предчувствуя, что становится последним очевидцем гибнущих традиций, Гусинде, как одержимый, записывал все подробности виденного им... ...Среди сделанных им кадров — редки снятые скрытой камерой. В большинстве случаев фотографируемые индейцы специально готовились к съемкам, так что получились фотопортреты. Тщательно выбрав украшения, приняв подобающую позу, с глубокой серьезностью островитяне всматривались в объектив.

http://s1.uploads.ru/ERUql.png

Уголок древнего Средиземья пал под натиском Нового времени. Судя по противоречивым данным в сети, последние единичные носители селькнамского и яганского языков умерли в конце XX века. Приводятся даже слова Рафаэлы Иштон, называемой некоторыми источниками последней носительницей языка селькнамов: «мой родной язык — очень красивый, но, к несчастью, мне не с кем на нем разговаривать». По некоторым данным, около 20-ти алакалуфов говорит на родном языке. У этих народов остались немногочисленные метисированные потомки, утратившие родной язык и культуру.

Ссылка

0

3

Суоми
Очень интересно. Особенно про ныряние в ледяную воду и хождение голыми по морозу... Жесть.
Про каннибализм, думаю тоже, что шутка. Не могут они так с предками поступать.

0

4

Катеринка написал(а):

Про каннибализм, думаю тоже, что шутка. Не могут они так с предками поступать.

Вернее, "не могли", этих народов уже нет.

0

5

Суоми
Спасибо за интересный материал.

0


Вы здесь » Аргентина по-русски » Провинция Огненная земля (Tierra del fuego) » Индейцы Огненной Земли.