Экономика Аргентины
Структура экономики
Экономика Аргентины является крупнейшей в испаноязычной части Южной Америки и занимает третье место в Латинской Америке, уступая лишь Бразилии и Мексике.
В 2011 году валовой внутренний продукт страны составил 445,7 млрд. долларов США (в 2010 году: 368,7 млрд. долларов США), а доход в расчете на душу населения 11 005 долларов США (в 2010 году: почти 9 200 долларов США).
Доля торговли и сферы услуг в ВВП Аргентины составила 53,5 % (в 2010 году: 54,2 %), доля промышленного производства – 18,9 %, а доля строительной отрасли – 5,3%. Банковский сектор практически полностью отделен от международного финансового рынка и благодаря этому лишь незначительно пострадал в ходе мирового финансово-экономического кризиса 2008-2009 и 2011 годов. Эта южноамериканская страна располагает значительными запасами различного сырья. В 2011 году на долю продукции сельского и лесного хозяйства в ВВП Аргентины пришлось 9,7 % (в 2010 году: 9,2 %). Её горнодобывающая промышленность считается одной из перспективных отраслей экономики. Уже сейчас вклад этой отрасли в ВВП составляет больше 3 %, при этом имеется большой потенциал роста в последующие годы.
Аргентина является членом крупных международных экономических организаций, таких как ВТО, МВФ, Всемирный банк, Большая индустриальная двадцатка, а также региональных экономических организаций (Меркосур (общий рынок стран Южной Америки) и АЛАДИ (Латиноамериканская ассоциация интеграции)).
Текущее экономическое положение
Согласно официальной статистике, в 2011 году темпы экономического роста составили 8,9 % (в 2010 году: 9,2%). Однако, по данным частных аналитиков этот показатель составил около 7 % (в 2010 году: около 8,1 %). Таким образом, после кратковременного спада темпов экономического роста во время мирового финансово-экономического кризиса 2009 года (по официальной статистике: +0,9 %, по неофициальным оценкам: около –3 %) экономика Аргентины вновь достигла высоких темпов роста 2003-2008 годов (от 6,8 % до 8,5 %).
На 2012 года правительство предусматривало рост ВВП на 5,1 %, а в проекте бюджета на 2013 года предусмотрен рост на 4,4 %. Согласно данным Национального института статистики и переписи населения (INDEC), за первую половину 2012 года ВВП Аргентины вырос на 2,5 %. Частные аналитики и международные экономические организации спрогнозировали на вторую половину 2012 года рост ВВП всего на 1,5 %, а на 2013 год – приблизительно на 3,9 %.
По расчетам того же INDEC рост промышленного производства в 2011 году должен был составить 6,5 % (в 2010 году: 10,2 %), однако к концу года произошел спад активности.
В первые 7 месяцев 2012 года INDEC зарегистрировал спад промышленной активности на 0,8 %, а частные экономические аналитики дали еще более пессимистичную оценку (около –2 %). Основной причиной спада промышленной активности явился сильный спад в автомобильной отрасли, которая почти до конца 2011 года переживала настоящий бум и была в прошлые годы важнейшей движущей силой роста промышленного производства. За период же с января по июль 2012 года объем производства в автомобилестроении сократился на 12,4 %. Такое сокращение было вызвано значительным падением спроса на автомобили на важнейшем, бразильском, рынке сбыта и начавшимся в 2009 году застоем внутреннего спроса на фоне того, что экспортная квота в общем объёме производства автомобилей составляет 60%, что делает аргентинскую автомобильную промышленность очень зависимой от экспорта. Сокращение производства коснулось также металлообрабатывающей (–5,3 %) и нефтеперерабатывающей промышленности (–1,1 %). Положительное развитие в этот период отмечалось в химической промышленности (+5,2 %), производстве строительных материалов (+3,4 %), пищевой (+2,8 %) и бумажной промышленности (+2,4 %), в то время как поддерживаемая государством текстильная промышленность переживала застой (–0,1 %). Однако показатели июля 2012 года продемонстрировали некоторое изменение этой тенденции в сторону индивидуального для разных отраслей, небольшого роста по сравнению с июнем 2012 года или небольшого сокращения по сравнению с июлем 2011 года. В связи с этим, а также с ростом спроса на легковые автомобили в Бразилии, появились перспективы для подъема производства во второй половине 2012 года.
В конце 2011 года средняя загруженность промышленных производственных мощностей составляла 81,9 % (очень высокий показатель), однако к июлю 2012 года она сократилась до 71,3 %, причем подобные показатели в последний раз отмечались в период экономического кризиса 2008-2009 годов.
После бума частного потребления последних лет в 2012 году потребители вели себя более сдержанно, что объясняется неуверенностью в завтрашнем дне, а также, частично, превышением пределов кредитования на фоне застоя или падения реального дохода многих потребителей.
Согласно данным национального статистического агентства INDEC, темпы инфляции в конце 2011 года составили 9,5 % (в 2010 году: 10,9 %). Однако по неофициальным оценкам темпы инфляции в 2011 году составили почти 23 % (в 2010 году: около 25 %). Такие же показатели прогнозировались и на 2012 года.
Конкурентоспособность аргентинской промышленности существенно снизилась в связи с ростом прямых издержек по оплате труда при относительно стабильном курсе национальной валюты и без заметного роста производительности труда. Реакцией правительства на снижение конкурентоспособности национальной промышленности является политика протекционизма, направленная на максимальное вытеснение импортных промышленных товаров отечественными.
Официальный уровень безработицы в конце 2011 года составил 7,2 % (в 2010 году: 7,3 %). Кроме того, сюда же следует добавить еще около 8,8 %, которые приходятся на долю частично или не полностью занятых (в конце 2010 года: 8,8 %).
По официальным данным в 2011 году около 8,3 % населения страны жило ниже черты бедности (в 2010 году: 9,9%) и еще 2,4 % – ниже черты нищенства (в 2010 году: 2,5 %). Однако эти цифры подвергаются сомнению со стороны неофициальных аналитиков, по оценкам которых ниже черты бедности в 2011 году жило 13,6 % населения (в 2010 году: 17,1 %), а ниже черты нищенства – еще 3,3 % (в 2010 году: 5,2%).
В 2011 году доля общих капиталовложений в ВВП составила более 22 %, а в первой половине 2012 года – около 21,5 %.
Правда, основную часть составили капиталовложения в сферу строительства. При этом объем капиталовложений в расширение промышленного производства и энергетики недостаточен.
Сельское хозяйство
Сельское хозяйство продолжает играть ведущую роль в экономике страны. Оно сильно ориентировано на экспорт и уже в настоящее время способно прокормить 400 миллионов человек. Аргентина занимает второе место в мире после Бразилии по экспорту сельскохозяйственной продукции. В 2011 году удалось увеличить объем экспорта в денежном выражении на 30 % по сравнению с 2010 годом. Доля экспорта продукции аграрного сектора на сумму более 47 млрд. долларов США составила около 56 % от общего объема экспорта страны. Правительство регулирует экспорт посредством квот и повышения налогов на экспорт продукции сельского хозяйства (до 35 %).
Важнейшей сельскохозяйственной культурой, возделываемой более чем на половине земельных угодий, является соя (почти исключительно генномодифицированных сортов, одобренных внутри страны) (около 40 миллионов тонн). Аргентина занимает первое место в мире по экспорту соевого масла, соевой муки и дизельного биотоплива, изготовленного из сои.
Другими важными продуктами сельского хозяйства являются зерновые (прежде всего кукуруза и пшеница, около 21 и 13 миллионов тонн соответственно), молочная и рыбная продукция, фрукты, говядина и вино. Страна занимает второе место в мире после США по экспорту кукурузы и шестое место в мире – по экспорту пшеницы.
При 49-миллионном поголовье крупного рогатого скота Аргентина производит около 2,6 миллионов тонн говядины. При этом аргентинские потребители ограничивают её потребление: за 2 года потребление говядины на душу населения сократилось с 68 до 52 кг в год.
С 2007 года в Аргентине в законодательном порядке регламентировано производство и применение биологических видов топлива. Это в значительной степени способствовало производству дизельного биотоплива из сои, особенно биотоплива, предназначенного для экспорта в страны ЕС, а также его использованию внутри страны в качестве добавки к традиционному дизельному топливу. В 2011 году эта латиноамериканская страна вышла на третье место в мире по производству дизельного биотоплива (по разным оценкам объем его производства составил 2,4 миллиона тонн), являясь при этом крупнейшим в мире экспортером этого вида топлива (1,5 миллиона тонн).
Внешняя торговля
В 2011 году объем внешней торговли Аргентины вырос по сравнению с 2010 годом почти на 27 % и составил 158,2 млрд. долларов США. При этом, как и в 2010 году, рост объема импорта (на 31 %) превысил рост объема экспорта (на 23 %). В результате объем импорта составил 73,9 млрд. долларов США (в 2010 году: 56,4 млрд. долларов США), а объем экспорта 84,3 млрд. долларов США (в 2010 году: 68,5 млрд. долларов США), при этом контроль над импортом и его ограничение со стороны правительства искусственно сдерживали рост импорта, прежде всего в конце года.
Активное сальдо внешнеторгового баланса сократилось на 14 % и составило 10,35 млрд. долларов США (в 2010 году: 12,06 млрд. долларов США). Однако с февраля 2012 года стали вводиться все более жесткие ограничения импорта, благодаря чему уже за первые 7 месяцев года величина активного сальдо достигла 7,34 млрд. долларов США, т.е. на 26 % выше аналогичного показателя прошлого года. В итоге, несмотря на то, что объем экспорта в денежном выражении сократился в первой половине 2012 года на 1,1 %, объем импорта снизился на 5,7 %. Однако в ближайшей перспективе ослабление ограничений импорта не предвидится.
Крупнейшим получателем импорта является перерабатывающая промышленность: доля машин и оборудования, а также запасных частей и принадлежностей, предназначенных в основном для поддержания уже существующих производственных мощностей, составила в 2011 году 39 % всего объема импорта; еще 29 % пришлось на промежуточную промышленную продукцию.
Эксперты предполагают, что в силу все еще большой зависимости от импорта для роста ВВП страны на 1 % аргентинской промышленности потребуется увеличение импорта на 3 %.
Лишь 11 % всего импорта приходится на потребительские товары, в то время как постоянно растущий импорт различных видов топлива составляет уже 13% (в 2010 году: 8 %). На легковые автомобили приходится 8 % всего импорта.
Первое место в экспорте Аргентины (56 % всего экспорта) традиционно занимают сельскохозяйственное сырье и продукты питания (в первую очередь жиры, масла и животные корма, зерно, мясо и мясные продукты, а также соя). В экспорте промышленных товаров (в 2011 году: 34,6 % всего экспорта) преобладают автомобили и комплектующие, далее следуют химические продукты и различные метизы.
Крупнейшим торговым партнером Аргентины являются страны Меркосур. В 2011 году в эти страны было вывезено 25,2 % всего экспорта, а ввезено из них было 31,2 % всего импорта. При этом первое место по объему внешней торговли заняла Бразилия (объем экспорта: 21 %; объем импорта: почти 30 %).
Однако из-за ужесточения контроля над импортом c начала 2012 года торговля с ней пострадала в первую очередь. За первые полгода объем импорта из Бразилии сократился на 15,7 %, а экспорт в эту соседнюю страну – на 9,1 %. За этот же период странам ЕС удалось увеличить объем своего экспорта в Аргентину на 12,6 %, при этом её экспорт в ЕС снизился на 24,1 %.
Финансовая ситуация
После небольшого фискального профицита в 2010 году фискальный дефицит 2011 бюджетного года составил 7,12 млрд. долларов США (1,6 % ВВП) и стал вторым по величине после 2009 года.
В конце 2011 года сумма выплат процентов на 74,5 % превысила показатель прошлого года. Причиной этого стал рост государственного долга, а также увеличенный объем выплаты процентов по облигациям, привязанным к ВВП (в связи с ростом валового внутреннего продукта более чем на 9 %). Эту ситуацию еще больше обострило сокращение Центральным банком сумм денежных перечислений.
В 2011 году за счет дополнительных платежей Центрального банка (2,43 млрд. долларов США) и фонда пенсионного страхования ANSES (2,59 млрд. долларов США) первичный профицит бюджета Аргентины составил 1,14 млрд. долларов США (около 0,28 % ВВП). При этом государственные расходы выросли на 32,15 % и достигли 99,89 млрд. долларов США, а государственные доходы – на 24,1 % и составили 101,02 млрд. долларов США.
Доля государственных расходов в ВВП Аргентины выросла с 28 % в 2003 году до 45 % в 2012 году, что означает прирост приблизительно на 35 % по сравнению с 2011 годом.
После выборов, состоявшихся в октябре 2011 года, правительство затормозило рост государственных расходов и объявило на 2012 год многочисленные меры по консолидации бюджета, например, сокращение субсидий на электроэнергию, газ, воду и проезд в общественном транспорте, а также отказ от дополнительных выплат государственным служащим. Однако в связи с протестами населения и падением популярности правительства эти меры были осуществлены лишь частично. Об этом свидетельствует тот факт, что до конца июля 2012 года субсидии выросли еще на 21,9 %, прежде всего субсидии на проезд в общественном транспорте.
Налоговые поступления выросли в 2012 году на 25 % по сравнению с 2011 годом. За последние 9 месяцев 2012 года доля налоговых поступлений в ВВП увеличилась с 20,8 % до 36,5 %, т.е. меньше, чем доля государственных расходов.
До конца 2012 года экономические аналитики прогнозировали фискальный дефицит на сумму около 9-10 млрд. долларов США, что соответствует приблизительно 3 % ВВП.
Чтобы покрыть потребность в иностранной валюте, правительство вводит все более жесткий контроль и ограничения на приобретение иностранной валюты, а также на денежные переводы за рубеж. Это касается в том числе и иностранных предприятий, расположенных в Аргентине; так, например, в настоящее время почти полностью запрещены выплаты дивидендов. Для частных лиц приобретение иностранной валюты для поездок за рубеж чрезвычайно осложнено, а для других целей оно почти полностью запрещено.
В июне и декабре 2010 года была успешно проведена вторая реструктуризация старых долгов перед держателями аргентинских государственных облигаций. В общей сложности удалось урегулировать около 94 % всех обязательств, не выплачивавшихся с 2002 года в связи с финансовой несостоятельностью государства.
Свою растущую потребность в финансах правительство покрывает из внутренних источников, например, за счет изъятия всей прибыли Центрального банка и дополнительных платежей из средств Центрального банка и государственного страхового пенсионного фонда ANSES, а также размещения казначейских векселей в различных государственных организациях (например, в государственном перестраховочном обществе INDER).
Благоприятные прогнозы на урожай в 2012-2013 годах при сохраняющихся высоких мировых ценах на сельскохозяйственные продукты в сочетании с меньшей по сравнению с 2012 годом суммой подлежащих к оплате обязательств по иностранным кредитам обеспечат правительству Аргентины больший, чем в 2012 году, финансовый простор.
В области политики валютного курса ожидается небольшое контролируемое снижение курса аргентинского песо к доллару США, которое в 2012 году было более высоким по сравнению с предыдущими годами. В результате в том числе валютных интервенций Центрального банка курс песо к доллару США снизился в 2011 году на 8 % (в 2010 году: почти на 5 %), а в 2012 году песо подешевел уже на 14 %. На 30 декабря 2012 года обменный курс составлял 4,918 аргентинских песо за 1 доллар США (в конце 2011 года: 4,304 песо за 1 доллар США). Жесткие ограничения на приобретение иностранной валюты привели к сильному росту черного рынка валюты, на котором обменный курс в настоящее время на 35-40 % выше по сравнению с официальным.
С начала по конец 2011 года из-за растущего оттока капитала валютные резервы страны сократились с рекордной суммы 52 млрд. долларов США до 46,3 млрд. долларов США. Несмотря на масштабные закупки американских долларов Центральным банком с целью стабилизации обменного курса национальной валюты к концу 2012 года валютные резервы Аргентины уменьшились до 43,29 млрд. долларов США.
Ссылка