Аргентина по-русски

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Аргентина по-русски » Население Аргентины » Поговорим о современных индейцах.


Поговорим о современных индейцах.

Сообщений 1 страница 10 из 39

1

Сегодня для индейцев тоба нет альтернативных названий, хотя некогда испанские колонисты называли их именем гайакуру, подразумевая под этим словом всех жителей деревень, разбросанных на территории Гран-Чако. Распространенным названием восточных групп тоба в первые столетия контактов с европейцами было френтонес (что по-испански означает «большие лбы»). Сами же индейцы тоба называют себя ком или ком’пи (что означает «люди, народ»).

http://s2.uploads.ru/t/8Tmk0.jpg

Население и язык

В-основном, индейцы тоба живут в юго-восточных и центральных областях аргентинского Гран-Чако. Гран-Чако – это обширный регион, протянувшийся на миллион квадратных километров через западную часть Парагвая, восточную часть Боливии и северо-восточную часть Аргентины. Территория эта подобна лоскутному одеялу с заплатами из саванн, лугов, полупустынных лесов и более густых лесов по берегам рек. Западная часть этого региона более засушливая, чем восточная. Минимальная дневная температура (ниже десяти градусов по Цельсию, порой с заморозками) случается в период с апреля по сентябрь, а максимальная (выше тридцати трех градусов по Цельсию) случается не слишком часто, в период с сентября по март.

Сегодня большинство деревень индейцев тоба располагаются в провинциях Чако и Формоса. Также возрастает численность жителей пригородных поселений вокруг крупных городов в провинциях Санта-Фе и Буенос-Айрес.

Язык индейцев тоба принадлежит к языковой семье гуайкуру, которая также включает в себя языки пилага, мокови и мбайа (кадувео). Однако вопрос о количестве языков и диалектов, в совокупности называемых тоба, остается спорным.  Существует как минимум четыре языка, на которых говорят представители разных групп тоба в Гран-Чако и которые взаимно не слишком понятны. Например, когда встречаются западные и восточные индейцы тоба, они не понимают друг друга, несмотря на то, что языки их принадлежат к одной языковой семье.

Очерк о культуре

Европейские солдаты писали об индейцах, населявших регион Гран-Чако, с середины шестнадцатого столетия. Однако этнографические исследования культуры индейцев, населяющих регион Гран-Чако, и публикации данных их начались лишь в начале двадцатого столетия (Boggiani, 1899; Karsten, 1926; Métraux, 1937; Nordenskiöld, 1912). Потребительское хозяйство всех индейских групп Гран-Чако аналогично, несмотря на различия в языках. Все эти индейцы традиционно вели кочевой или полукочевой образ жизни охотников и собирателей с очагами садоводства и огородничества. В обществе тоба существовало разделение труда по признаку пола. Главную роль в экономике тоба играло женское собирательство. Охотой, рыбалкой и собиранием меда занимались почти исключительно мужчины.

Общество индейцев тоба представляло собой группы, состоящие из больших семей. Во главе каждой большой семьи стоял ее лидер. Шаманы являлись специалистами в области лечения и посредниками между явным миром и потусторонним. Зачастую шаманы выступали в качестве лидеров. Доминировала в обществе моногамия. Женщины тоба занимали независимую и влиятельную позицию в обществе, поскольку играли центральную роль в семейной экономике.

Индейцы Гран-Чако успешно противостояли испанским колонизаторам и аргентинской захватнической политике вплоть до конца девятнадцатого столетия. До тридцатых годов двадцатого века жители большинства поселений тоба все еще полагались, в основном, на собирательство. В течение последнего столетия распад их традиционного образа жизни и ухудшение экологических условий обитания заставили многих индейцев тоба переселиться в городские центры и начать вести оседлый образ жизни. Сегодня индейцы тоба в Гран-Чако живут либо в более традиционных, сельских, изолированных уголках, либо в поселениях западного образца на периферии большинства неиндейских городов Гран-Чако, а также около Росарио и Буэнос-Айрес.

Состояние здоровья: экологические, экономические, социальные и политические факторы

Аргентинские индейцы тоба претерпевают переход от традиционного уклада к навязываемому им западному стилю жизни. Ухудшение условий привычной среды обитания, а также перенаселенность и социально-экономическое давление уменьшают возможность сохранения традиционной модели, образа жизни. Общество индейцев тоба описывают как эгалитарное общество с экономикой немедленной отдачи. Сегодня индейцы тоба в различной степени зависят от неиндейских секторов. Жители сельских поселений, расположенных в изолированных областях у рек Пилкомайо и Вермехо, до сих пор во многом полагаются на дары леса и различных водоемов. Ресурсы, добываемые путем собирательства, охоты и рыболовства, составляют семьдесят пять процентов их ежедневного рациона в период сезона дождей. Зимой, во время сухого сезона, они больше полагаются на временные заработки в городках и на субсидии для больших семей, выплачиваемые государством. Семьи же, живущие в пригородах или городских центрах, охотятся, рыбачат и занимаются собирательством редко, только когда выпадает возможность отправиться в лес или к реке. Они живут на непостоянные зарплаты и субсидии от государства. Старые женщины вместе с детьми нередко обивают пороги, бродя от дома к дому (или же на городском рынке) и прося у хозяев еды. Большинство женщин не работают и не получают зарплат. Деятельность их ограничивается воспитанием детей и работой по хозяйству. Некоторые женщины плетут корзины или авоськи. Эти изделия ручной работы они продают в неиндейских городах. Процент нищенствующих и нуждающихся семей тоба, сельских и городских, варьируется в зависимости от провинции от семидесяти пяти до ста процентов. Интеграция индейцев тоба в аргентинскую социальную и политическую жизнь протекает крайне сложно. Образовательная политика не оказывает значительной помощи в данном деле. Школы тоже не интегрированы, даже те, что находятся в городах. Более того, в провинции Формоса в школах применяются «аборигенные методы». В таких школах неиндейские учителя преподают укороченные курсы обучения, а учителя из индейцев, билингвы, также проводят курсы чтения и письма на родном языке. Несмотря на то, что такие курсы планировались для того, чтобы устранить языковой барьер в классе, сами индейцы тоба относятся к ним очень критично. Еще ни один индеец тоба на сегодняшний день не получил полного профессионального образования. 

Участие индейцев тоба в политической жизни страны сводится к минимуму. Они имеют право лишь голосовать на выборах (впрочем, в Аргентине голосование – дело принудительное). Перед государственными или региональными выборами политические партии покупают голоса индейцев, предлагая им еду и одежду.

Точных демографических данных по поводу численности индейцев тоба, проживающих в Аргентине, на сегодняшний день нет, есть лишь приблизительные. Согласно последним, общее число индейцев тоба в Аргентине достигает семидесяти тысяч человек. У тоба есть право получения бесплатной медицинской помощи в публичных больницах и оздоровительных центрах. Однако сами индейцы тоба часто жалуются на дискриминацию по отношению к ним. По их словам, их часто игнорируют, персонал больниц нередко дурно с ними обходится.

Текущее состояние здоровья индейцев тоба аналогично состоянию бедных групп населения в развивающихся странах. Детская смертность очень высокая. В большинстве случаев причиной смерти маленьких детей становятся заболевания, которые нетрудно предотвратить, такие как диарея, обезвоживание и респираторные инфекции. Во всех возрастных слоях населения распространен туберкулез (случаи этого заболевания наиболее частотны в сельской местности). Также частыми становятся сердечнососудистые заболевания и ожирение в связи с переходом на оседлый образ жизни в городах.

0

2

Шаманы, курандеро и иные специалисты

В обществе индейцев тоба есть много специалистов, которые могут поправить здоровье. Главными лекарями в большинстве поселений тоба являются шаман (pi’oGonaq) и курандеро (ratanataGaq), что в переводе с испанского означает «знахарь, костоправ». Впрочем, разницы особой между двумя этими специалистами нет, поскольку зачастую обязанности обоих выполняет один и тот же человек.

В общих чертах, шаман обладает способностью исцелять или убивать людей, пробуждая своих духов-помощников (nataq). Методы шамана включают в себя высасывание болезни, материализовавшейся в каком-нибудь объекте, обдувание места извлечения ее и моление духам-помощникам. Такая деятельность разрешена только тем, кто унаследовал от своего отца или деда силу, позволяющую ему общаться с нечеловеческими сущностями из разных уголков мира. Однако некоторые люди могут также установить и укрепить связи с потусторонними существами, которые со временем наделяют человека способностью излечивать и убивать и, соответственно, стать шаманом.

Напротив, курандеро не может лечить и убивать, как шаман. Его знания позволяют ему исцелять больных с помощью лекарственных растений, свойства которых индейцы тоба долгое время изучали путем экспериментов. Среди таких лекарей часто встречаются люди, состоящие в протестантском культе тоба, распространенном в некоторых деревнях. Часто лечением больных является извлечение злых духов из тел больных посредством коллективных молений.

Есть и иные специалисты, чьи знания и умения более ограничены и которые специализируются на узком круге заболеваний (например, детских). Эти лекари получают знания на личном опыте перенесения болезней, могущих привести к смерти. Обретение исцеляющих способностей происходит во сне или в предсмертном состоянии, когда поблизости от больного находится существо из потустороннего мира, которое дает ему способность справляться с этой конкретной болезнью, от которой он страдает. В отличие от шаманов, курандеро и такие специалисты вступают однажды (или несколько раз) в контакт с могущественными потусторонними существами, но контакт этот не поддерживается постоянно ни во снах, ни во время лечения.

Источниками болезней по представлению индейцев тоба являются воля шаманов, сверхъестественных существ и колдунов, а также нарушение запретов, которых следует придерживаться в определенные моменты жизненного цикла. Болезнь, вызванная по воле шамана, может быть излечена только другим шаманом. Целитель извлекает из тела жертвы объект, который наслал атакующий шаман. Когда источник зла извлечен, шаман помещает его внутрь своего тела, втирая объект в кожу и превращая его в источник силы для самого себя. Сверхъестественные существа могут породить болезнь в людях, материализуясь в лесу, во снах или просто по ночам. Тип болезни зависит от разновидности существа. В целом, если болезнь лечит не тот шаман, чей дух может общаться с существом, наславшим недуг, то пациент, скорее всего, погибнет. Иногда возникновение болезни связывают с естественными причинами (простуда, грипп, кашель) или видимыми (порезы, травмы). В таких случаях нет нужды немедленно обращаться к шаману. Однако если со временем недуг не ослабевает, это связывают с волей шамана, потустороннего существа или колдуна, несмотря на естественность причины возникновения болезни.

Когда традиционная медицина не помогает справиться с болезнью, больной или его / ее родственники обращаются к западной медицине, к врачам, или устраивают коллективные моления в местной протестантской церкви. Врачи часто жалуются из-за задержек обращения пациентов в больницы, из-за которых болезнь успевает значительно прогрессировать. Они считают, что посещения курандеро или шаманов является препятствием на пути к должному медицинскому лечению. Индейцы тоба рассматривают болезни как следствие враждебных действий со стороны других людей или иных сущностей. Человека они рассматривают всегда в отношении с другими (человеческими и нечеловеческими сущностями), а тело считают восприимчивым к символическим действиям. Напротив, современные врачи рассматривают тело как материальный объект, а человека – как автономную единицу. Различия в восприятии болезни и тела часто вызывает разногласия между методами шаманов и современных.

Сексуальность и продолжение рода

После первой менструации девочки проходят обряд инициации, а несколькими годами позже обзаводятся своей собственной семьей. Период ожидания вовсе не сопровождается воздержанием от половых контактов, но в это время не рожают детей. Сексуальная свобода в полной мере традиционно характеризует этот период. В прошлом девочки-подростки, которые зачинали детей, не имея ни с кем постоянных серьезных отношений, прибегали к аборту или же инфантициду. Поскольку такие практики сегодня запрещены, в наше время значительно возросло число юных матерей-одиночек.

Беременность рассматривается как процесс, состоящий из нескольких этапов. После успешного оплодотворения женщины семенем мужчины пара начинает растить потомство. Чтобы забеременеть, женщина должна получить дух ребенка от потусторонних существ (сегодня они заменились образом христианского единого бога). В течение первых четырех месяцев беременности плод формируется из семени и внутриутробной менструальной крови. По представлению индейцев тоба, менструальная кровь, которая перестает вытекать наружу после начала беременности, остается внутри и участвует в формировании будущего ребенка. Это представление о зачатии и беременности отражает идею о продолжении рода, как процесса, для которого необходимо участие обоих родителей. Кроме того, такая модель подразумевает, что зачатие возможно лишь при участии потустороннего элемента, духа ребенка. Отсутствие этого духа является одной из причин бесплодия и является, в основном, виной женщины.

От семидесяти двух до девяноста пяти процентов женщин (в зависимости от района) рожают в больницах. Официальная статистика говорит о том, что процент этот сокращается до пятидесяти четырех в более удаленных уголках территории тоба. Однако есть и такие деревни, где все женщины рожают дома при помощи опытных повитух.

За последние несколько десятилетий возраст женщин, рожающих впервые, стал меньше. В тридцатые и сороковые годы двадцатого столетия средний возраст женщин, рожающих впервые, составлял двадцать один с половиной год. В восьмидесятые же годы он снизился до пятнадцати с половиной лет.

Ранее были распространены аборты и случаи инфантицида (то есть умерщвления младенцев). Чаще всего в аборту прибегали незамужние женщины или вдовы. Метод был чисто механический – следовало долго бить по животу, пока не происходил выкидыш. Но поскольку в Аргентине аборт является противозаконным, стало трудно совершать его. И тем не менее, госпитализация в связи с незавершенным абортом является довольно частотной. В основном, такие случаи касаются женщин от двадцати пяти до тридцати четырех лет. 

Женщины пьют травяные чаи, которые «возобновляют задерживающуюся менструацию». Реальная эффективность этих трав еще не исследована. Ранее практиковался также инфантицид в случаях, когда младенец был слишком маленьким, хилым или с очевидными врожденными дефектами. Если рождались двойняшки, то второй малыш также должен был умереть. Индейцы тоба считали, что рождение двойняшек происходит из-за вмешательства злой воли. Сегодня, поскольку большинство индейцев тоба исповедуют христианскую религию, которая запрещает убивать младенцев, о случаях непосредственного умерщвления новорожденных детей больше не слышно. Однако, как и в прочих сообществах, оставление детей без внимания взрослых, которое порой приводит к смертельному исходу, может быть скрытым вариантом инфантицида.

Интервалы между беременностями, которые равняются в среднем двадцати восьми месяцам, не стали значительно короче, чем прежде. Индейцы тоба уважительно относятся к сексуальному послеродовому табу, согласно которому пары не вступают в половые отношения до тех пор, пока их ребенок не научается самостоятельно ходить (то есть в течение тринадцати-восемнадцати месяцев после рождения ребенка).

В обществе индейцев тоба нет предпочтений в поле ребенка. Как девочки, так и мальчики одинаково окружаются любовью и заботой в первый год своей жизни. В первый год после рождения дети растут очень быстро, во второй год рост несколько замедляется.

Детей кормят грудью до двух-трех лет или до тех пор, пока мать не зачинает нового ребенка. Детей прикладывают к груди по три-четыре раза в час, даже в течение второго года жизни малыша. На пятом месяце жизни малышам начинают давать дополнительную пищу, такую как бульон, лапша и рис. Мать – главный человек, который заботится о ребенке во младенчестве. Иногда на короткие сроки перенять ответственность на себя могут отец, сестры и братья, заменяя мать. 

В пригородах из тысячи детей в возрасте до одного года в среднем погибает около восемнадцати, в сельской местности – около шестидесяти двух. Самыми распространенными причинами смерти младенцев в пригородах являются инфекции верхних дыхательных путей и желудочно-кишечные инфекции (вызывающие диарею, обезвоживание).

Дети

У индейцев тоба нет особых церемоний, которые бы маркировали начало и конец детства. После того, как ребенка отнимают от груди, он считается самостоятельным и независимым. Постоянный контакт с матерью более не поддерживается. Девочки в возрасте трех лет начинают выполнять несложную работу по дому и сидеть с младшими детьми, однако наибольшую помощь в этих сферах они оказывают, будучи в возрасте от семи до пятнадцати лет. Они выполняют домашнюю работу (помогают готовить, убираться, поддерживать огонь, стирать), сидят с детьми и участвуют в заработке денег (плетут корзины и продают их и прочие изделия ручной работы). От мальчиков помощи не ждут, ни по хозяйству, ни в младших воспитании детей. Взрослые очень многое позволяют своим детям. Родители их редко ругают, считая, что они лучше всему научатся на своем опыте. Как только дети научаются уверенно ходить, они присоединяются к другим детям. Играют они без надзора взрослых где угодно в пределах деревни.

Дети индейцев тоба в возрасте от года до трех лет часто сталкиваются с проблемами недоедания и истощения. Однако дети из сельской местности, как правило, находятся в лучшей форме, чем дети из пригородов, поскольку в сельской местности качество еды выше. По данным на 2000-ый год, средняя смертность детей в возрасте от года до четырех лет варьировалась от девяти из тысячи детей до пятидесяти из тысячи детей, в зависимости от конкретного поселения. Главными причинами детской смертности становятся туберкулез, прочие острые респираторные инфекции и истощение. Дети из пригородов также часто страдают от острых желудочно-кишечных заболеваний, заболеваний верхних дыхательных путей и кожных инфекций, главным образом, пиодерматоза, сопровождающегося появлением корост.

Подростки

http://s3.uploads.ru/t/Qdtj4.jpg

http://s2.uploads.ru/t/Mvute.jpg

Девочки-подростки начинают продолжение рода в возрасте примерно пятнадцати лет. По официальным данным в последнее время сильно возрос процент беременности у подрастающего поколения. В некоторых деревнях Формосы сорок четыре процента женщин, родивших в 2000-ом году, были в возрасте девятнадцати лет и моложе, три процента женщин не достигли и пятнадцатилетнего возраста. Обычно девочки-подростки и их дети остаются в доме матери девочки до рождения второго или третьего ребенка. Стал широко распространен (особенно в городской среде) обычай передавать на воспитание детей, рожденных юными девочками, более опытным женщинам.

Проституция также стала широко распространенным занятием девочек-подростков в пригородах и городских центрах. По официальным данным, двадцать процентов девочек-подростков, ставших матерями в юном возрасте, занимались проституцией на дорожных стоянках. Девочки эти сообщают, что во время полового акта они редко пользуются презервативами. Проституция, хоть и является в Аргентине незаконной, не считается бесчестием и позором среди индейцев тоба, а воспринимается как временная работа.

Из-за того, что возможность продолжать традиционные занятия – охоту и рыболовство, значительно сократилась, а интеграция в неиндейское сообщество протекает крайне сложно, многие мальчики-подростки начинают пить. Алкоголизм, в свою очередь, приводит к жестокости и, порой, к смерти. Насильственная смерть стала главной причиной подростковой смертности в последние годы в провинции Формоса. В некоторых деревнях подростки и молодые мужчины находят поддержку протестантской церкви, где они активно участвуют в проведении церемоний. Посещаемость школ до сих пор довольно низкая среди мальчиков-подростков (хотя посещаемость школ девочками-подростками еще ниже). В то время, как девочки быстро вовлекаются во взрослую женскую жизнь с работой по хозяйству, мальчики предоставляются самим себе.

Взрослое население

До пришествия испанских колонистов индейцы тоба были сильными и крепкими людьми. Первые описания индейцев тоба и прочих народов Патагонии, данные физическими антропологами, говорят о том, что они были одними из самых высоких индейцев Южной Америки. Средний рост их составлял сто шестьдесят девять сантиметров у мужчин и сто пятьдесят шесть сантиметров у женщин. Рост современных взрослых индейцев тоба почти не отличается от этих данных.

Среди современного взрослого населения индейцев тоба широко распространены случаи заболевания туберкулезом, особенно в более изолированных поселениях. Широко распространена в регионе и болезнь Шагаса, или американский трипаносомоз. Число заболевших возрастает от востока к западу на территории Гран-Чако в связи с устоявшимся там более сухим климатом, а также с наличием традиционных глиняных и домов и ветхих деревянных хижин, построенных из пальмовых стволов и листьев. Переносчиками этой болезни являются клопы, а им удобнее селиться именно в таких условиях. Индейцы тоба, живущие в городах, часто страдают от гипертонии, инфекций мочевых путей (в основном, женщины), камней в желчном пузыре и желудочно-кишечных инфекций.

Хотя известно о высоком уровне заболеваемости гонореей среди индейцев Чако, об остальных болезнях, передающихся половым путем, официальных данных очень мало. По отчету больниц за 1998-ой год, семьдесят пять процентов женщин тоба в Формосе имели симптомы существующих или перенесенных в прошлом вагинитов и прочих инфекционных заболеваний мочеполовой системы. По данным провинций Формоса и Чако, среди индейцев тоба редки случаи обнаружения ВИЧ-инфекции, однако, анализы не проводятся должным образом, и реальные данные могут быть совсем иными.

Диета современных индейцев тоба быстро меняется от насыщенной протеинами до слишком калорийной. Люди, которые раньше полагались на собирательство и пищу, выращиваемую дома, теперь зависят от продуктов из городских магазинов. Они покупают дешевую пищу, насыщенную крахмалами, сахаром и жиром. Такая диета дополняется переходом на оседлый образ жизни. Такая жизнь становится привычной повсюду в Латинской Америке. В связи с этими изменениями участились случаи ожирения у жителей городов и пригородов – при том, что дети зачастую страдают от истощения.

Старики

В прошлом в общества индейцев тоба старики играли немаловажную роль. Они были теми, кто обучает молодое поколение традициям. Все важные решения, в том числе о заключении браков, должны было согласовываться с мнением старшего поколения на совете старейшин. Женщины тоба, достигавшие возраста, когда они уже не могли рожать, продолжали вносить весомый вклад в экономику семьи и деревни. В основном, именно на их плечах лежала задача лесного собирательства. Сегодня вместе с изменением жизненного уклада меняется и роль стариков в обществе. Старики часто жалуются, что молодое поколение относится к ним неуважительно и что это частично является следствием утраты этнического самосознания.

Сложно точно определить возраст стариков. Хоть у большинства и есть документы, удостоверяющие личность, нет надежной информации о датах рождения людей старшего поколения. Главной причиной госпитализации людей тоба старше пятидесяти пяти лет является пневмония и прочие респираторные инфекции.

Смерть

Индейцы тоба не считают болезнь и смерть естественными процессами живых организмов. Они считаются следствием действий других людей или потусторонних существ. Эти действия приводят к разрушению тела и, в коечном счете, смерти, если им не противостоит шаман. Смерть человека наступает тогда, когда его душа (lki’i) окончательно покидает тело. С этого момента в течение определенного периода (от одного месяца до нескольких лет) lki’i  остается на земле неподалеку от семьи покойного и его или ее тела. В течение первого месяца после смерти родственника остальные члены семьи должны придерживаться некоторых правил, чтобы избежать возвращения духа покойного во время сна или во время посещения леса. Дух усопшего может попытаться забрать дух члена его или ее семьи. По этой причине, когда умирает человек, его ближайшие родственники стараются забыть о его смерти. Его личные вещи закапывают или сжигают после похорон, а дом, где он жил, разрушают. Родственники избегают даже разговоров об умершем, стараются не произносить его имя или плакать о нем.
Ссылка

0

3

Чот страшненькие они все какие-то...

0

4

Ну а с чего им красавцами быть) Это же оч. темные люди с грязно темной кожей, которые при этом не очень-то за собой следят...

0

5

У меня есть очень хороший знакомый, сам одессит, лет 12-ть назад женился на дочери одного из вождей индейских, уехал жить в джунгли и хотя сейчас я связь с ним потерял, мне общие знакомые говорят, что он стал вылитым индейцем.

0

6

:D  :D  :D  Как говорится, с кем поведёшься, так тебе и надо!

0

7

Ничего , живет и домой в Одессу не тянет, он по ходу скоро сам там вождем станет, грамотный он очень.

0

8

У нас знакомые ГРУшники поставили своего полковника шаманом в племя африканское в Кот-де-Ивуаре, теперь вот он весь сбор масла карите в Россию эксклюзивно продаёт... Так что в маленьком царстве тоже немало своих прелестей... Тем более, когда нет электричества, а индеек молодых в вигвамах хватает...

0

9

Вот они какие индейские красавицы.

http://s2.uploads.ru/vrE6j.jpg
http://s3.uploads.ru/QSTpz.jpg
http://s2.uploads.ru/mRF8C.jpg
http://s3.uploads.ru/zJKjI.jpg

0

10

Мой товарищ похож на крайнего слева.

0


Вы здесь » Аргентина по-русски » Население Аргентины » Поговорим о современных индейцах.